Группа Каталог (Свердловск)
КАТАЛОГ > Публикации и интервью > Беседа с Настей Полевой и Егором Белкиным («Настя»)

Беседа с Настей Полевой и Егором Белкиным («Настя»)

Мы пересеклись с  Настей и Егором после их квартирника, что случился на Павелецкой. Беседа наша, правда, получилась немного сумбурной и часто прерывалась - постоянно подходили поклонники и просили автографы, фотографировались вместе, говорили теплые слова про прошедший концерт. Конечно, атмосфера квартирника к этому располагает изрядно - собственно, я и сам напросился на беседу спонтанно, благо на квартирниках всё и все рядом. 

Сергей: Хотелось бы попросить рассказать немного про "Каталог", про Сашу Сычёва, про творчество группы...

Настя: Да, для нас дорога память об этой группе. Конечно, судьба ее была, в общем, трагичной. Мы до конца не можем понять причины ухода Саши. Наверное, у него случился какой-то надрыв, надлом. Сейчас мы, в основном, контактируем с Андреем Мезюхой. Андрея, конечно, удержала церковь. Он пишет песни, исполняет их - церковь ему дала добро на творчество. Мы общаемся, он нам шлёт диски свои.

С.: Да, я с Андреем общался по телефону неоднократно, и еще мы года 2 назад в Екатеринбурге собирались, когда отмечали 55-летие Саши Сычёва. Как раз собралась в основном та их компания САИшная.

Н.: А юбилейный набор они не показывали? К юбилею института издали книжки, диски какие-то, сведения про музыкантов разных, и там про "Каталог" тоже есть какая-то информация.

С.: Нет, про это не говорили. Надо будет поинтересоваться при случае.
Хотел вот еще про что спросить. Как я слышал, группа "Каталог" в своем полном составе выступала всего ничего, лишь несколько раз ...

Егор: Более того, мне повезло, и я в одном концерте с ними сыграл-таки. Это был год 86-87, где-то так. Концерт проходил в довольно неожиданном месте - в свердловском цирке. Там, где обычно сидят цирковые оркестранты, был поставлен аппарат, и они играли свою программу вживую. В одной из песен я должен был сыграть соло, что, в общем, и сделал. Это было какое-то шоу, летали акробаты... А у них музыка такая - не очень радостная, прямо скажем. И в целом складывалась забавная и одновременно весьма странная картина. Но вот такой опыт у меня был, и я рад, что мне удалось застать их еще живьем.

Вообще, хорошо, что появился сайт, где есть песни этой группы, какие-то материалы о них. Я там тоже задружился, вписался, и мне было приятно все эти песни еще раз услышать. Потому что, чего греха таить - забывают люди обо всём. И если ты не мелькаешь как-то, то тебя забудут моментально. И хорошо, что есть такое место, где хранится эта информация. Хорошо, что Вася, Сашин сын, как-то старается выкладывать видеоролики, фото на Фейсбуке, мы там с ним переписываемся, обмениваемся информацией.

С.: А можно сказать, что их музыка оказала какое-то влияние на других? Я слышал, что эти ребята, которые участвовали в Клубе САИ, воспринимались как более авторитетные? Или просто это была какая-то общая волна, общий котел, в котором все варились?

Е.: Ну, они были, как минимум, старше. Когда мы еще только начинали - наша группа, Наутилус, Чайфы, они уже были. И поскольку они были нас постарше - и вообще, они были очень такие солидные дяди, то мы испытывали некий пиетет по отношению к ним. Даже вот то, что они попросили меня сыграть вместе c ними, - для меня это было "за честь". 

С.: Хотя, тогда уже и "Урфин Джюс" был, в 83-м году до Москвы к нам дошли пленки, и это воспринималось как очень крутая музыка...

Е.: Ну, все равно. Вот я сейчас когда общаюсь с ребятами, которые еще остались живы с тех времен, все равно - все пацаны пацанами. А те были вот именно взрослыми. А нас же тогда считали разгильдяями, поэтому мы с ними тогда особо не контактировали. И вообще, они держались немного особняком, строго. Но - мы пересекались с ними, встречались, да. 

Н.: На самом деле, тогда их компания воспринималась как что-то отдельное, и держались немного замкнуто, своим кругом. Они держались особняком, причем это проявлялось в разных ипостасях - и когда они в рамках Клуба САИ ездили с концертами в Ригу, и после, уже во времена собственно "Каталога".

Мы были моложе, и поэтому на тот момент шли в их представлении как бы "вторым эшелоном". 

Я ведь после окончания устроилась работать в Институт технической эстетики, к Андронову. Там-то мы и общались какое-то время, и с Андроновым, и с Сычёвым. Собственно, я через Славу и устроилась туда.  Мне тогда надо было найти работу, чтобы можно было работать по полдня, а там это оказалось возможно. Но это было недолго, всего я там проработала примерно пару лет. Потом я оттуда ушла, и вскоре уже для меня началась регулярная работа именно в музыке. И с ними я пересекалась гораздо реже, так, от случая к случаю - во время встреч в Свердловском Рок-клубе, пока они еще происходили, или просто случайно. 

Потом я видела Сашу уже ближе к осени 1990-го года, он заходил ко мне с одной нашей общей знакомой. У нас ожидались гастроли в Германию, и он попросил передать туда письмо для кого-то из знакомых. Ведь в Архитектурном институте училось очень много немцев - по нескольку человек на курсе, как минимум. Это были переселенцы из Казахстана, в основном, этнические немцы. И когда после перестройки открылись границы, то первые, кого стали отпускать за рубеж, были именно они. И Саша, наверное, надеялся, что музыка "Каталога" как-то станет востребованной именно оттуда, через признание в Европе. Тогда ведь было какое-то непонятное время, для европейцев Советский Союз был закрытой территорией, и что у нас творилось, они не знали вообще. Начался бум, связанный со всем советским, музыкальный в том числе. Мы в том году с нашим коллективом выезжали трижды. В том числе вот в этот раз - как раз это был момент объединения Восточной и Западной Германий, вводили единую валюту, убрали границу, происходило братание немцев около разрушенной Берлинской стены. А спустя какое-то время после того, как мы вернулись из поездки, я узнала про все эти трагические известия относительно Саши, про то, что его не стало. 

Помню, когда я встречала Сашу в 90-м году, то мне показалось, что на этот момент у него настроение было какое-то неспокойное, мятущееся, что ли. В последний год он вообще места себе не находил. Было видно, что он не понимает, что именно происходит. Ведь они всегда были элитой, их ценили - и вдруг наверх поднимаются какие-то совсем другие группы, гораздо моложе их - "Наутилус", "Чайф", мы, ещё кто-то. 

Вообще, мне кажется, что их подвела творческая нетерпеливость. У них было ожидание того, что они должны были выстрелить со своими песнями - а этого не происходило. И это привело к какой-то депрессии, ощущению невостребованности. Ведь тогда никто из нас не знал законов шоу-бизнеса, принципов, по которым тот или иной коллектив становится востребованным публикой. Всё это было внове, на ощупь. А ведь им просто надо было подождать какое-то время, и их час настал бы, обязательно настал. Несколько лет - и весь этот бум относительно "мегазвезд", все эти стадионы, переполненные залы, всё это закончилось, и их музыка стала бы гораздо более востребованной, уместной. Не говоря уже про нынешнее время. Ведь сейчас появилось целое поколение "лангобардов", как мы их называем между собой - то есть, людей, которые играют скорее рок, чем бардовскую песню, хотя по сути, то, что они делают, это именно бардовская музыка. И те песни, которые писали ребята из "Каталога", сейчас были бы очень к месту. Так что они просто не дождались своего времени и в итоге оказались не востребованы. Я, например, до сих пор считаю Андрея Мезюху одним из лучших, а может, и самым лучшим вокалом Екатеринбурга. И, конечно, то, что потенциал группы оказался не востребован в той степени, как это могло бы быть, не могло не сказываться на их настроении и восприятии ситуации. Наверное, это и было для Саши одной из возможных причин ухода. 

Беседовал Сергей Коневских.


Переслал ссылку на интервью Лене Сычёвой, получил от неё ответ:

"Прочитала сейчас интервью с Настей и Егором - здорово! Как они хорошо все рассказали, просто молодцы. По поводу упомянутой юбилейной книги могу только сказать, что ко мне перед ее изданием обращались, чтобы я назвала все имена ребят с фотографии. А самой книги я так и не видела. Выступление в цирке, о котором упомянул Егор, я помню, хотя я страшно волновалась - впервые ребята выступали перед такой громадной аудиторией... а как их принимали... это было так неожиданно... все в зале зажигали спички, зажигалки - кто что... Наверное, именно тогда я впервые поняла, насколько мощно то, что они делают."

Сообщества:
Каталог в ВКонтакте
Каталог в ЖЖ
Группа Каталог (Свердловск)